Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Какие темы были бы для Вас актаульны ?
Всего ответов: 39

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 7
Показано материалов: 1-7

Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Сия благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, "как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое." (Пс.1,3).

Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. После его рождения матерь его Нонна тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один долженствовал быть первым и последним.

Мои статьи | Просмотров: 398 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 19.12.2013 | Комментарии (0)

Еп. Павел, наместник Киево-Печерской Лавры:
Мои статьи | Просмотров: 1032 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 08.10.2009 | Комментарии (0)

Алексей ОСИПОВ,

профессор Московской

духовной академии


Мои статьи | Просмотров: 567 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 08.10.2009 | Комментарии (0)

«Ворог винайшов єресі і розколи, щоб зруйнувати віру, спаплюжити істину, розірвати єдність. Служителі єресі пропагандують віроломство під виглядом віри, антихриста під іменем Христа і, прикриваючи неправду правдоподібністю, витонченою хитрістю, затуманюють істину. — «Якої дотримується єдності, яку любов береже, або про яку любов мріє той, хто, підкорившись пориву розбрату, розсікає Церкву, руйнує віру, обурює світ, викорінює любов, опоганює Таїнство? СВ.КІПРІЯН КАРФАГЕНСЬКИЙ



Мои статьи | Просмотров: 771 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 29.08.2009 | Комментарии (0)

Пост совершенный и истинный служит для нас, по указанию Спасителя и Апостолов, необходимым средством, во первых, к нашему освящению и единению с Богом ...

Мои статьи | Просмотров: 573 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 13.03.2009 | Комментарии (0)

Что такое пост и как правильно поститься. Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф. 9, 29)
Когда вы постились... Для меня ли постились? (Зах. 7, 5).




Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности - мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории - на исцеление тела.

Время поста - это время особенно важное для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения" (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело".

Как пишет о. Александр Ельчанинов: "В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу...

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: "постимся, братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение".

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.По словам еп. Германа: "Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями".

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них - изгнание из души своей лукавого духа - древнего змия. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом",- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда "возвратился в силе Духа" (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: "Пост есть оружие, уготованное Богом... Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы...

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается... Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим" (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: "Пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами".

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: "Всему свое время и время всякой вещи под небом. ...время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить" и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Мои статьи | Просмотров: 608 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 13.03.2009 | Комментарии (0)

Беседа с президентом кинофестиваля «Встреча» монахиней Софией (Ищенко)
С 16 по 21 февраля 2009 года в городах Обнинск, Калуга и Боровск пройдет IV международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча». В рамках кинофестиваля, помимо кинопоказов, будут представлены фотовыставки «Лики славянки» и «Патриарх Алексий II и российская молодежь», состоится мастер-класс «Богословие в произведениях искусства», будут организованы дискуссии, посвященные проблемам современной культуры, в том числе и такой актуальной, как «Роль и ответственность режиссера в судьбе детей-актеров». Фестиваль проводится уже в четвертый раз, но нынешний – особый: он посвящен памяти Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.


О предстоящем кинофестивале, о сущности и задачах православного кинематографа, о проблемах фестивального движения мы беседовали с президентом фестиваля «Встреча» монахиней Софией (Ищенко).


Матушка София, нынешний фестиваль посвящен памяти Святейшего Алексия II. Какую роль Патриарх Алексий сыграл в развитии православного кино?

– Думаю, что почивший Патриарх Алексий II внес огромный вклад не столько в развитие кино, сколько в прорастание древа православной веры через заасфальтированную советским строем площадку безбожия. Он, быв первым среди равных, помог всем нам, благодаря своей духовности, тонкости, деликатности, возвысить образ православного христианина в современном секулярном мире. Патриарх показывал на собственном примере, что такое настоящий православный человек. От верующих перестали шарахаться, на них стали смотреть с вниманием, уважительно. Многих православных даже светский мир стал считать солью земли. Это не могло не сказаться на всех видах искусства: на литературе, живописи и на кино в том числе. Конечно, достойных религиозных кинокартин сейчас не много. Но по интересу публики к таким лентам, как «Остров», а также документальным фильмам о Православии, которые прошли за последние пять-семь лет, можно судить о том, что не только верующие ждут подобного кино, но и светскими зрителями эта тематика весьма востребована. И образ Святейшего Алексия II сыграл в этом, может быть, даже ключевую роль.

– Кстати, фильм «Остров» Алексий II даже благословил к показу.

– Да. К тому же режиссер этой ленты Павел Лунгин награжден церковной наградой за вклад в развитие православного искусства. Пусть этот фильм в чем-то несовершенен, но он одним из первых показал образ православного христианина в современном мире, образ, ставший необыкновенно привлекательным для многих светских людей. Они вдруг увидели удивительную красоту Православия, православного образа жизни, нравственных идеалов – а это то, чего сейчас нынешнему обществу так не хватает.

– В свое время я немало удивился, когда узнал, что Патриарх Алексий даже слушал молодежную музыку, чтобы лучше понимать молодое поколение.

– Я об этом не слышала, но из прессы знаю, что Патриарх Алексий любил классическую музыку. Может быть, он слушал музыку других направлений как исследователь, пытаясь понять, чем живет современный человек. Кстати, это доказательство его антиснобизма. Сноб, считая себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов, рассуждает так: раз мне что-то не нравится, то я все это отрицаю. Здесь же мы видим не отрицание инакомыслия, а желание понять. Как известно, стремление понять другого есть одна из сторон любви. Только любя можно всматриваться в другого человека, даже если тебе кажется, что он не такой, как ты.

– Матушка София, у вас большой опыт проведения международных кинофестивалей, так что вас по праву уже можно называть киноведом. Перечислите, пожалуйста, хорошие, добрые фильмы, снятые за последнее время. Что бы вы рекомендовали посмотреть и почему?

– Я бы хотела развести понятия «доброе» и «религиозное» кино. На мой взгляд, добрым кино может быть и не будучи православным, христианским. Доброта – понятие весьма обобщенное. Доброта – это, скорее, правда, но не истина. В советский период показывали много хороших фильмов, они были добрыми, но не религиозными. Хотя, может быть, в какой-то степени христианская мораль и была в них заложена. Но если мы говорим о православном кино, то оно, прежде всего, – религиозное. А такое кино состоит из трех компонентов. Первое – христоцентричность, вектор, ведущий на Небо. Герои должны видеть, понимать смысл происходящих ситуаций не только в свете земной, но и вечной жизни, с позиции Евангелия. При этом им необязательно цитировать святых отцов, но главные и второстепенные герои должны в подтексте, а может, и в прямой речи рассматривать происходящие с ними события в свете евангельских истин. Это обязательное условие религиозного фильма. Второе – христианская этика. Но, опять-таки, ее надо рассматривать значительно шире, чем сейчас принято. Она состоит из двух составляющих: Ветхого Завета – десяти заповедей и Нового Завета – девяти заповедей блаженства. Эти заповеди и составляют христианскую этику. И если герои находятся лишь в пределах пяти ветхозаветных заповедей – не убий, не укради, не прелюбодействуй... – то они еще «ветхие», хотя уже христиане. В советское время было много хороших фильмов, но почти все они были выстроены в лучшем случае по пяти ветхозаветным заповедям. И последнее – христианская эстетика. Вот три составляющих: христоцентричность или теоцентричность (Бог в центре), христианская этика и христианская эстетика, которая тоже имеет свои компоненты, образы, символы. И если этих трех компонентов нет в фильме, то он – не религиозный. Кинокартина может быть атеистической, но доброй, потому что там не будет, допустим, прямой агрессии. Или же она будет хорошо завуалирована.

Возвращаюсь к вашему вопросу: какие душеполезные фильмы я рекомендовала бы посмотреть. Замечательный игровой фильм Константина Одегова «Наследники». «Портрет жены художника на фоне эпохи» (реж. В. Золотуха и Г. Леонтьева) – очень глубокий документальный фильм, там столько пластов, его надо раза три посмотреть, чтобы все понять. «Хрустальный мальчик» (реж. А. Тяпов) – великолепная кинолента. Хороший документальный фильм «Небесный воин» о Константине Васильеве. Замечательный фильм режиссера В. Киба «Почаев», это документально-постановочный фильм о Почаевской лавре. Причем эта картина будет интересна как воцерковленным людям, так и светским, которые хотят познакомиться с историей своей страны и ее святынь. Великолепная кинокартина «Чертогон» (реж. А. Железняков) по произведению Н. Лескова. Можно назвать и другие фильмы. Смотрите перечень рекомендуемых фильмов на сайте фестиваля «Встреча».

– Фильм «Наследники» – это ведь новый фильм?





– Да, новый, его недавно сняли и прислали нам на фестиваль. Широкая зрительская аудитория его пока не видела. В двух словах расскажу о картине: показывается жизнь мальчишки в пьющей семье. Они живут на Севере, в небольшом поселке. Это 2007–2008 годы. В той глуши спиваются почти все, даже ручной медведь, который ходит по поселку и ему в день по нескольку бутылок «огненной воды» дают. Медведь выпивает и начинает играть на балалайке, как пьяный мужик… Мальчишка, главный герой, учится в 9 или 10 классе; чтобы ему было на что есть и одеваться, друзья отца дают ему рыбу. Он куда-то ездит продавать ее, и на эту скромную копеечку живет. В одной из таких поездок он знакомится с мошенником. Это молодой парень, который уже «отсидел» срок в тюрьме. Он то ли ворует, то ли выигрывает в карты вещи и дает мальчишке их продавать. И вот однажды он дает ему пуговицу с царского мундира, говоря: «Я не знаю, сколько она стоит, но ты походи и попредлагай ее». И парнишка подходит к одному человеку, второму… Наконец он встречает батюшку, которому тоже предлагает купить царскую пуговицу. Священник ему отвечает: «Раз она царская, то принадлежит святому. Ее нельзя продавать, она будет у того, кому действительно нужна». А мальчишка не знает ни про революцию, ни почему царь и вся его семья почитаются как святые. И священник дает ему книжку про царских мучеников. Вот так начинается история с пуговицы, а кончается тем, что мальчишка приходит в храм, воцерковляется. С ним много всяких событий происходит, но я рассказывать не буду, а то неинтересно будет смотреть. Это очень достойный полнометражный игровой фильм, предназначенный как для молодежи, так и для взрослых, напоминающий нам: мы – наследники царские, согласно Священному Писанию.


Мои статьи | Просмотров: 697 | Добавил: pravoslavnue | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)